Кодирование форсунок статья

Код форсунки Common Rail

Опубликовано Опубликовано в рубрике Статьи

Что означает код форсунки

Впервые массовое кодирование форсунок применила компания DELPHI, а было это в 2001-м году. Тогда это были форсунки типа С2I, код которых состоял из 16-ти букв и цифр. Зачем нужен код? По-простому говоря, в коде заложены технические характеристики форсунки, и на основании этого кода, бортовой компьютер знает, как каждой форсункой правильно управлять. Доводилось слышать высказывания, что кодирование форсунок усложнило процесс ремонта и настройки. На самом деле — наоборот, но обо всем по порядку.

Конструкция и параметры

Как известно, в современных дизелях применяются форсунки с электронным управлением. Такие форсунки работают гораздо быстрее и точнее. Все это позволило повысить отдачу дизелей, улучшить топливную экономичность, снизить шумность работы и количество вредных выбросов. Форсунки современных дизелей работают при давлении до 2500 Бар, и с очень большим быстродействием – несколько импульсов впрыска за один рабочий цикл, что требует от форсунок высокой точности.
Каждая форсунка имеет ряд важных параметров – например, количество впрыскиваемого топлива, время открытия, задержка впрыска, и т.д. Естественно, все форсунки в двигателе должны работать слаженно. Малейшее рассогласование снижает отдачу мотора, приводит к более жесткой работе, увеличивает расход топлива, и т.д.

Что записано в коде

Кодирование форсунок Common Rail
Процесс кодирования форсунки на оборудовании Diesel Easy
Код форсунки – это параметры ее отличия от эталона. Есть точка отсчета – параметры «идеальной форсунки». После изготовления или ремонта, каждая форсунка тестируется на специальном стенде. Этот стенд по нескольким десяткам параметров проверяет, насколько тестируемая форсунка отличается от эталона, и в какую сторону. На основании результатов проверки, генерируется код. Этот код может быть пропечатан на стикере, наклеенном на форсунку, либо находится в отчете стенда.
При установке форсунки на двигатель, механик, с помощью диагностического сканера, вводит этот код в блок управления двигателем. У блока управления двигателем в памяти тоже хранятся параметры «эталонной форсунки». Получив же код реально установленной форсунки, блок управления понимает, где и в чем она отличается от эталона. То есть, насколько и в какую сторону нужно скорректировать ее работу – например, где-то уменьшить задержку впрыска, где-то – подать на эту форсунку более длинный либо более короткий сигнал, чтобы подать требуемое количество топлива, и т.д. Иначе говоря, каждая форсунка управляется индивидуально, в зависимости от своих параметров – так и достигается слаженность работы.
Кодирование форсунок Common Rail
Статус кодирования, когда форсунка проходит по тест-плану, но не попадет в диапазон кодирования.

Если код не прописан

У любой форсунки есть свой ресурс, и с увеличением пробега,  ей  потребуется ремонт. Как правило, он подразумевает замену – распылителя, клапана, нижней гайки. После чего параметры форсунки несколько меняются. А раз так, то нужно на специальном стенде генерировать новый код, и уже этот код вводить в блок управления двигателем.
Отчет о кодировании
Присвоенный код в отчете по форсунке.
К сожалению, некоторые автосервисы пропиской нового кода пренебрегают: кто-то по незнанию, кто-то из-за отсутствия необходимого оборудования, а кто-то по недобросовестности. В форсунках просто меняются запчасти, после чего они ставятся на машину. Во время первого пуска электроника судорожно пытается разобраться – что за форсунками она управляет? В конце концов, умный блок управления двигателем как-то скорректирует обнаруженные отклонения, и работа двигателя становится похожа на нормальную. Этот процесс (адаптация)  иногда требует нескольких попыток, и порой занимает 2-3 часа.
Владельцу автомобиля это стараются не показывать, а то ему станет жалко свою машину. Либо говорят, что так и должно быть – мол, так адаптация и происходит. К сожалению, такая «адаптация» не является гарантией дальнейшей нормальной работы двигателя. Правда, в том, что владелец может сразу не почувствовать, что мотор работает не так, как надо. Отчасти срабатывает психологический эффект: нередко кажется, что после сервиса машина едет гораздо лучше. Особенно – если до этого она ехала совсем плохо.
Кстати, иногда владельцу машины и вовсе говорят, что форсунки на его автомобиле прописывать не надо. Мол, такая процедура требуется только для форсунок DELPHI. Вот только это не совсем так. Вслед за DELPHI, форсунки с кодом начали выпускать и другие всемирно производители – Bosch, Denso, VDO. Иначе говоря, начиная с 2003…2005-го года все форсунки нуждаются в прописывании кода.
сканеры
Автосканеры для прописки форсунки в ЭБУ автомобиля.

Последствия

Самое интересное может начаться потом. Блок управления двигателем вдруг начинает ни с того ни с сего выкидывать ошибки. Почему – непонятно, машина вроде едет нормально. Известны случаи, когда владелец не обращал внимания на эти ошибки, а в один прекрасный день машина просто глохла, и отказывалась заводиться. Человек привозил автомобиль в сервис, ошибки сбрасывались, а потом история повторялась.
Все объяснимо: ошибки появляются из-за некорректной и неслаженной работы непрописанных форсунок. Ошибки эти накапливаются в памяти блока управления двигателем, которая, к сожалению, не резиновая. Память переполняется – машина глохнет.
Это – лишь видимые последствия. На каких-то марках автомобилей они проявляются больше, на каких-то – меньше. А вот невидимые, но более серьезные последствия проявляются у всех. Если форсунки работают некорректно, происходит неправильное смесеобразование, может возникать детонация, и другие не очень хорошие для мотора вещи. Незаметно возросший расход топлива и некоторое ухудшение приемистости – это уже само собой разумеющееся.
Регулярно считывая показания различных датчиков (лямбда-зондов, датчика детонации, и т.д.) блок управления двигателем, естественно, пытается корректировать работу двигателя на ходу. Вот только корректировать приходится постоянно и интенсивно. Насколько такая рваная работа полезна для ресурса мотора – вопрос риторический.
Что интересно, прописывание кода не является дополнительной платной услугой. Код генерируется автоматически при тестирования форсунки. Можно ли ездить с не прописанными форсунками? Теоретически – можно. Однако, каждый производитель топливных систем, будь то Bosch или Delphi предлагает специализированное оборудование для кодировки своих форсунок.
bluebench-2
Стенд Common Rail Diesel Easy BlueBench

 

Но что делать владельцу небольшой дизельной мастерской, если предлагаемое оборудование разработчиков топливной аппаратуры является слишком дорогим, и не является универсальным?
В таком случае можно использовать диагностическое оборудование оборудование, совмещающее в себе технологии и алгоритмы кодирования от разных производителей. Стенды от DieselPRO совмещают в себе алгоритмы Bosch и Hartrige, а так же собственные наработки по Denso и Siemens. Кодируются электромагнитные форсунки Bosch(IMA), Delphi(C2I, C3I), Denso, и Пьезоэлектрические форсунки Bosch (ISA). Стенды собираются из качественных комплектующих, но сохраняют доступную цену. Кроме этого, при покупке оборудования, заказчик бесплатно проходит обучение на фирменном дизельном центре, и получает качественную сервисную и технологическую поддержки.

Добавить комментарий